АМЕРИКАНО и ФИЛЬТР-КОФЕ – в чем разница?

И причем здесь американцы?.. Коснемся важной темы. Предлагаю разобраться в разнице между двумя главными претендентами на пост «американского напитка»: ФИЛЬТР-КОФЕ и АМЕРИКАНО.

 

Потребление кофе в США имеет глубокие корни, а сама страна долгие годы была наиболее пьющей кофейной державой мира. В течение последнего столетия основой американской кофейной культуры являлся кофе, приготовленный на так называемых «кофеварках капельного типа». В этих кофеварках закипевшая вода проходит через бумажный фильтр, в который помещается кофе, и по капле падает в чашку.

 

Отсюда и название «капельная» в русском языке или «filter coffee» в английском варианте.

 

Надо сказать, что фильтровальная бумага как идея появилась довольно давно. Первый патент на использование бумаги в приготовлении кофе был получен знаменитой немкой Мелиттой Бенц еще в 1908 году.

 

В настоящее время при упоминании фильтр-кофеварки чаще всего речь идет об их электрических версиях (хотя в первоначальном варианте горячая вода проливалась через кофе в фильтр-бумаге вручную). В последнее десятилетие с развитием кофейной культуры у нас также стали больше использовать название «фильтр-кофеварка» (что, на мой взгляд, более правильно: именно фильтр, а не капля, определяет принцип работы данного аппарата). В лучших традициях американского маркетинга «фильтр-кофе» хорош во всем – сама капельная кофеварка недорога и проста в использовании, напиток быстро готовится, и, главное его много, и подается он, как правило, в больших кружках объемом 200–220 мл, называемых «mug». Немаловажно и то, что фильтр-кофе готовится в ПРОЗРАЧНЫХ емкостях (называемых «декантерами») – это весьма выгодно с точки зрения маркетинга, ибо позволяет клиенту визуализировать товар.

 

О фильтр-кофе пока все – сложного здесь ничего нет. Теперь – AMERICANO.

Такое название возникло благодаря тем же итальянцам. Когда в ходе второй мировой войны американские войска оккупировали Италию, местные бары наполнились офицерами, требовавшими «БОЛЬШУЮ чашку кофе», а не малюсенький итальянский эспрессо (которого даже не хватало чтобы запить сэндвич). Для этих «страждущих» предприимчивые итальянцы стали разбавлять «эспрессо» кипятком, пренебрежительно отзываясь о таком заказе – «Americano...» (один уголок рта опускается вниз). Вместо мучительных объяснений с не говорящими по-английски бариста, американские военные тоже начали с удовольствием использовать понятное итальянцам слово «американо». А в послевоенное время уже и в самих США кофейни с установленными в них эспрессо-кофеварками приняли американо в свой ассортимент.

 

Такой напиток, на мой взгляд, является не самой неудачной версией кофе, хоть и готовится на эспрессо-кофеварке.

 

Первая фаза его приготовления полностью идентична эспрессо, но после пролива дозы эспрессо (30 миллилитров) – бармен не выключает кофеварку, а продолжает пропускать воду до получения объема 120–150 миллилитров.

Напиток в результате получается очень слабым.

Однако факт остается фактом – напиток существует, и не рассказать о нем было нельзя.

 

Итак, американо – это эспрессо, РАЗБАВЛЕННЫЙ водой. Правда, итальянцам пришлось немного уменьшить объем напитка: если чашечку эспрессо (30 миллилитров) банально доливать до стандартных 200–220 миллилитров (как в фильтр-кофе), то кофе получается совсем уж водянистым и безвкусным.

 

Поэтому сегодня стандартный объем американо составляет 120–150 мл. Это размер капучинной чашки в баре, и именно в ней подается американо.

 

Замечу, что кроме «итальянского» варианта разбавления эспрессо водой (когда это делает бармен), существует еще так называемый «шведский» вариант.

 

В этом случае клиенту подают стандартную чашечку кофе, стакан кипятка и пустую чашку – и он сам решает, сколько воды он желает долить для разбавления напитка.

 

От любой сильной кофейной культуры всегда как грибы начинают расти различные вариации. Американо – не исключение: версия под названием «Красный глаз» («Red eye») представляет собой один из самых крепких способов приготовления американо.

Его (по разным версиям) придумали то ли австралийцы, то ли американцы (якобы для того, чтобы бодрствовать в ночных перелетах с одного побережья США на другое). Иногда «Красный глаз» еще называют «Eye Opener» («Открыватель глаз»). Для получения этого напитка сначала готовится кофе в фильтр-кофеварке, в который затем еще и вливают эспрессо. Причем если эспрессо добавляют не в обычный фильтр-кофе, а в фильтр-кофе с молоком – это уже называется не «красный глаз», а «Black eye» – «Черный глаз». Обязательно нужно сказать несколько слов о так называемой «ТЕОРИИ РАСТВОРЕНИЯ». Она утверждает, что «количество растворившихся твердых веществ характеризует степень крепости способа приготовления того или иного напитка». Этих «твердых веществ» в приготовленном фильтр-кофе – 1,4 %, а в американо – 0,8 %. То есть, в процессе приготовления фильтр-кофе (когда общая масса молотого кофе варится с водой) напиток получается более однородным по вкусу и экстракции.

 

А эспрессо с водой (в случае американо) фактически является результатом обычного смешения и в 2 раза проигрывает фильтр-кофе по количеству растворившихся твердых веществ (а, значит, и по крепости получившегося напитка – 0,8 против 1,4). Право на жизнь имеют оба напитка (скажем, тот же американо – это хорошее решение в случае, когда в баре есть эспрессо-машина и нет фильтр-кофеварки). Важно только, чтоб в этом разбирался потребитель, а выбор его был осознанным.